Главная » О компании » Новости » Плоский мир "Датагруп"

Плоский мир "Датагруп"

07.12.2011

Интервью с Александром Данченко не случайно открывает тему номера, посвященную долгосрочным перспективам развития телекоммуникационных технологий и бизнеса. Генеральный директор "Датагруп" исключительно разбирается в ситуации на рынке, имеет свою точку зрения на происходящее, готов ее отстаивать и предавать огласке, а еще он отличный собеседник и замечательный человек.

Рынок телекоммуникаций возвращается к реальным деньгам и к реальным потребностям клиентов, сами по себе технологии уходят на второй план - уверен Александр Данченко. В 2015 году конвергенция из модного слова превратится в основу стиля жизни каждого из нас, когда единое информационное поле начнет постепенно стирать временные и пространственные границы между работой и домом. Перейти к принципиально новой концепции оказания услуг операторов подтолкнет необходимость выживания - эффективное повышение операционной рентабельности возможно за счет консолидации и объединения в рамках единой структуры мобильных и фиксированных активов.

PCWeek/UE: На какие технологии "Датагруп" делает ставку в своем бизнесе?

АЛЕКСАНДР ДАНЧЕНКО: Правильнее было бы говорить уже не о технологиях, а о сервисах и приложениях. На сегодняшний день создано слишком много технологий, и далеко не всем из них удается найти реальное применение. Нужно ориентироваться прежде всего на потребности рынка. В качестве примера я могу привести IPTV или Video on Demand. Вокруг этих технологий много шума, но люди разницы не замечают, их полностью удовлетворяет хорошее качественное аналоговое вещание или квазицифровое.

Александр Данченко

Инвестирование огромных средств в технологический маркетинг - одна из ошибок, свойственных телекоммуникационным компаниям. Позиция вендоров понятна: чтобы выживать и платить зарплату сотрудникам, им постоянно приходится придумывать что-то новое. В результате одни операторы не успевают вернуть деньги, вложенные в запуск технологии, как другие с нуля внедряют ее несколько обновленную версию и за счет этого получают дополнительное конкурентное преимущество. Такая практика тормозит развитие рынка.

Многие технологии существуют только на бумаге. Пример тому - WiMAX, за которым стоит невероятное количество исследований. Похожая ситуация с сетями третьего поколения, по крайней мере у нас и в других странах СНГ де- факто они не развернуты. Шесть лет назад европейские операторы заплатили по несколько миллиардов евро за лицензии на 3G, но сети так и не начали строить - на тот момент еще не утратил актуальности обычный стандарт GSM (относится к поколению 2G. - Прим. ред.). Не успели освоить 3G, как четыре года назад начали активно рекламировать 4G в виде LTE (Long Term Evolution. - Прим. ред.), однако в мире эта технология активно нигде так и не развивается.

PCWeek/UE: За последние несколько лет список вендоров, которые производят оборудование для операторов связи, претерпел существенные изменения. Складывается впечатление, что они переживают непростые времена. Возможно, попросту четко не представляют, в каком направлении двигаться дальше?

А.Д.: Вендоры разработали множество технологий, которые не нужны ни конечным потребителям, ни телеком-операторам. Естественно, они сейчас в легком шоке.

Надо сказать, "Датагруп" никогда не гналась за новинками. В свое время мы приобрели решение Cisco в области DWDM, и оно нас устраивает по сей день, несмотря на то что с тех пор уже вышло множество версий. Четыре года назад я запретил техническим специалистам и сотрудникам R&D-отдела общаться с представителями вендоров, чтобы не возникало лишних соблазнов (смеется). Новинки пока действительно некуда применить. Сейчас нам интересны только решения, позволяющие снижать операционные затраты. Например, системы уплотнения сигнала позволяют уменьшить удельную стоимость передачи данных в пересчете на мегабит.

Раньше весь мир следовал за вендорами. В свете предстоящего выхода на IPO считалось, что наличие в составе ИТ-инфраструктуры оборудования или корпоративных приложений известных разработчиков способно повысить капитализацию компаний. EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization. - Прим. ред.) рассматривался в качестве показателя успешности бизнеса, только во всем мире нет единой формулы для его расчета. Большая четверка аудиторов (Deloitte, Ernst&Young, KPMG, PricewaterhouseCoopers. - Прим. ред.) не имеет права оценивать этот не до конца понятный показатель. Ситуация становилась все более бессмысленной.

Теперь операторы выступили единым фронтом против технологической "гонки вооружений", инициированной вендорами. Наконец они стали задумываться, какое влияние та или иная технология способна оказать на доходность бизнеса, насколько она интересна конечным пользователям. Рынок возвращается к реальным деньгам и актуальным потребностям. Сами по себе технологии уходят на второй план.

PCWeek/UE: Что же в таком случае нас ждет в 2015 году?

А.Д.: Я считаю, что рынок телекоммуникаций неизбежно придет к конвергенции, только не в контексте технологий и появления сервисов. Технологии конвергенции давно существуют, но операторы не спешат их внедрять по причине отсутствия спроса. К 2015 году они станут актуальными, однако главным стимулом для их распространения будет стремление к банальному сокращению затрат и повышению операционной рентабельности. Например, в случае объединения мобильного оператора с оператором фиксированной связи.

Конвергенция - это не технология, а скорее, концепция. Она подразумевает, что человек находится в едином информационном пространстве на работе и дома. Здесь уместно провести параллель с облачными вычислениями - это тоже принципиально новая парадигма, которая требует переосмысления привычных вещей.

PCWeek/UE: Это в свою очередь означает, что "Датагруп" - оператору фиксированной связи - не обойтись без слияния с мобильным оператором?

А.Д.: Это единственный верный путь, другого нет. Несмотря на маркетинговую истерию мобильных операторов, распространение сотовой связи остановилось. Все в один голос предрекали закат фиксированной связи, но она по-прежнему развивается в отличие от мобильной. Во всем мире это уже признали, скоро признают и в Украине. Сотовой связи уготована участь дополнительного сервиса к фиксированному широкополосному доступу в Интернет.

Основным драйвером роста всего телекоммуникационного рынка сейчас становится ШПД и его наполнение контент-услугами, в частности, телепередачами. Емкости сетей мобильных операторов уже недостаточно для дальнейшего развития. Активно инвестировать в 3G или 4G никто не хочет - наконец начали считать сроки окупаемости.

Поэтому если бы "Датагруп" располагала достаточным количеством средств, по прошествии некоторого времени нам пришлось бы купить мобильного оператора. Скорее всего, рано или поздно, наоборот, один из мобильных операторов купит нашу компанию. Строить собственные сети уже невыгодно.

PCWeek/UE: Несмотря на все сказанное выше, при продвижении розничного бренда "Домашний телеком" вы наряду с другими операторами козыряете показателями скорости доступа и количества трафика.

А.Д.: Это проблема не нашего маркетинга, а розничного массового рынка в Украине и, как следствие, всех телеком-операторов. Мы предоставляем сумасшедшие скорости, но реальные потребности обычного пользователя не выходят за пределы интервью 10 Мбит/c. Оператор вынужден идти по такому пути, ведь на рынке полно предложений доступа со скоростью 100 Мбит/с и выше. Надеюсь, безумные маркетинговые войны в ближайшее время прекратятся.

По скорости и качеству Интернет в Украине находится на третьем месте в Европе и на седьмом месте в мире. Сетевая инфраструктура в нашей стране в своем развитии практически проскочила фазу хDSL и сразу перешла к более перспективным технологиям FTTH/FTTB. Но нас, как оператора, не радует такая ситуация, поскольку стоимость предоставляемых абонентам услуг не сопоставима с инвестициями в строительство сетей.

PCWeek/UE: Чем "Датагруп" руководствуется в работе с корпоративными клиентами?

А.Д.: В корпоративном сегменте можно и нужно отличаться. Мы единственная в Украине компания, у которой на протяжении последних 11 лет нет прайса на передачу данных. "Датагруп" никогда не продавала каналов передачи данных - мы продаем решения. Сотрудники нашей компании перестали вести переговоры с ИТ-директорами и переключились на представителей бизнеса. Отправной точкой служит бизнес-задача, а не количество и разновидности каналов. В зависимости от ее специфики мы разрабатываем сеть, строим ее и отвечаем за работоспособность ИТ-сервисов вплоть до приложений на отдельно взятых рабочих местах заказчика. Это сложнее, зато "Датагруп" сумела завоевать корпоративный рынок.

PCWeek/UE: Какое у вас соотношение розничного и корпоративного сегментов?

А.Д.: Спешим поделиться нашим достижением: в этому году при росте корпоративного сегмента доля розницы достигла 50%. Это очень серьезный рост с учетом того, что компания вышла на розничный рынок всего пять лет назад, а активно начала на нем играть только последние три года. В настоящий момент мы входим в шестерку ведущих операторов широкополосного доступа (см. "Попасть в пятерку", PCWeek/UE N16 от 22 сентября. - Прим. ред.). Компания диверсифицировала риски и теперь развивает бизнес по трем ключевым направлениям - профессиональной передачи данных, оптовых продаж и фиксированной связи.

PCWeek/UE: Каким вы видите соотношение между розничным и корпоративным направлением через три года?

А.Д.: Доля розничных продаж продолжит расти, особенно в свете наметившегося в последнее время снижения объемов в корпоративном сегменте. Банки закрывают отделения, отказываются использовать очень дорогое ультрасовременное ПО, которое не несет практической пользы. Закономерно требования к каналам передачи данных постепенно снижаются.